Новое в законодательстве

Об организации работы комиссий по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка

В Министерстве юстиции Российской Федерации зарегистрирован приказ МВД России от 16 апреля 2020 г. № 227 «Об организации работы комиссий по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка» (регистрационный № 58489, далее – приказ).

Приказом утверждены:

Порядок формирования и работы комиссий по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка;

Требования к специалистам, входящим в состав комиссии по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка;

Правила проведения комиссией по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка собеседования с иностранным гражданином или лицом без гражданства;

Единые критерии признания иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка;

Порядок разработки, использования и хранения контрольных измерительных материалов, используемых при проведении комиссией по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка собеседования с иностранным гражданином или лицом без гражданства (в том числе требования к режиму защиты таких материалов, порядку и условиям размещения содержащейся в них информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»);

Требования к форме заявления о признании иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка;

Порядок подачи гражданами Республики Белоруссия и гражданами Украины, свободно владеющими русским языком, заявлений о признании их носителями русского языка;

Требования к форме решения комиссии по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка о признании иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка.

Признан утратившим силу приказ МВД России от 28 сентября 2017 г. № 738 «Об утверждении Порядка формирования и работы комиссий по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка, требований к специалистам, входящим в состав комиссии по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка, Правил проведения комиссией по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка собеседования с иностранным гражданином или лицом без гражданства, требований к форме заявления о признании иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка и к форме решения комиссии по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка о признании иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 13 ноября 2017 года, регистрационный № 48842).

Приказ вступает в силу с 17 июня 2020 года.

_______________________________________________________________

В связи с появившимися в Интернете и ряде СМИ противоречивыми толкованиями Указа Президента Российской Федерации от 18.04.2020 г. № 274 «О временных мерах по урегулированию правового положения, порядка пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации в связи с угрозой дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (COVID -19)» (далее – Указ), и отсутствием четкого и понятного для иностранных граждан разъяснения руководством УВМ УМВД России по Приморскому краю, Союз организаций ЦСИ поясняет по существу:

1) в период с 15 марта по 15 июня лицам, прибывшим в Россию в безвизовом порядке, документы на оформление нового трудового патента подавать в органы полиции не нужно.

2) Указ позволяет трудовому мигранту, имеющему действующий патент, не оплачивать его (не продлевать) в период с 15 марта по 15 июня 2020 года. В этом случае, согласно п. 5. ст. 13.3 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», срок действия патента прекращается.

Вместе с тем, в соответствии с пп. г) пункта 1. и пп. б) пункта 2. Указа, решения об аннулировании патентов с истекшим сроком действия в указанный период полицией приниматься не должны, а срок действия таких документов автоматически продлевается до 15 июня 2020 года.

По окончании «льготного» периода, каждый мигрант, желающий продолжить свою трудовую деятельность в России, должен иметь действующий патент. Поэтому нужно заранее побеспокоиться о сборе пакета документов, необходимых для принятия сотрудниками полиции решения о выдаче (либо об отказе в выдаче) патента и лично подать их в УВМ УМВД в установленный Законом срок.   


У К А З

ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

№ 274

О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в связи с угрозой дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции

(COVID-19)

В целях урегулирования правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, предупреждения дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), руководствуясь статьей 80 Конституции Российской Федерации, п о с т а н о в л я ю:

1. Приостановить на период с 15 марта по 15 июня 2020 г. включительно течение:

а) сроков временного пребывания, временного или постоянного проживания иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, сроков, на которые иностранные граждане и лица без гражданства поставлены на учет по месту пребывания или зарегистрированы по месту жительства, в случае если такие сроки истекают в указанный период;

б) сроков нахождения за пределами Российской Федерации участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, членов их семей, лиц, получивших разрешение на временное проживание или вид на жительство, в случае если указанные лица не имеют возможности въехать в Российскую Федерацию до истечения 6-месячного срока нахождения за ее пределами, необходимого для принятия решения об аннулировании свидетельства участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (далее свидетельство участника Государственной программы), разрешения на временное проживание или вида на жительство;

в) сроков добровольного выезда из Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, в отношении которых принято решение об административном выдворении за пределы Российской Федерации, о депортации или передаче иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии;

г) сроков действия следующих документов, у которых в указанный период истекает срок действия: виза, разрешение на временное проживание, вид на жительство, миграционная карта с проставленными в ней отметками с истекающими сроками действия, удостоверение беженца, свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации по существу, свидетельство о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, свидетельство участника Государственной программы, разрешение на работу, патент, разрешение на привлечение и использование иностранных работников.

2. Установить, что в период с 15 марта по 15 июня 2020 г. включительно:

а) работодатели и заказчики работ (услуг) при условии выполнения ими установленных ограничений и иных мер, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, вправе в порядке, определенном законодательством Российской Федерации, привлекать и использовать в качестве работников:

иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, требующем получения визы, и не имеющих разрешения на работу в Российской Федерации (при наличии у работодателей и заказчиков работ (услуг) разрешения на привлечение и использование иностранных работников); иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и не имеющих патентов;

б) в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства не принимаются решения о нежелательности их пребывания

(проживания), об административном выдворении за пределы Российской Федерации, о депортации или передаче иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, решения о лишении статуса беженца, временного убежища, об аннулировании ранее выданных виз, разрешений на работу, патентов, разрешений на временное проживание, видов на жительство, свидетельств участника Государственной программы.

3. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

Москва, Кремль

18 апреля 2020 года

Изменен порядок продления срока временного пребывания иностранцев в связи с коронавирусом

В связи с распространением новой коронавирусной инфекции изменен порядок продления срока временного пребывания иностранцев.

Пандемия коронавируса заставила закрыть границы России и ее соседей. Не отстают от нас и соседи. Так, из Узбекистана в Россию невозможно выехать железной дорогой, отсутствует авиасообщение. Миллионы мигрантов, которые планировали вернуться на свою родину или наоборот, приехать в Россию на заработки, оказались заложниками принятых мер по борьбе с коронавирусом. Пока граница России закрыта для иностранцев до 1 мая 2020 г.

Центры временного содержания иностранцев оказались переполненными: уехать домой они не могут из-за закрытых границ, сроки пребывания в России уже истекли (а нарушение сроков грозит немалым штрафом).

Проблема действительно серьезная, ведь, например, у некоторых категорий иностранцев время пребывания на территории России ограничено 90 днями и у многих срок их пребывания уже истек (либо заканчивается).

В связи с этим, очередной шаг в борьбе за преодоление распространения коронавируса сделан МВД России — с 19 марта 2020 г. изменен порядок продления срока временного пребывания иностранцев на территории России.

Беспрецедентные меры МВД

Как уже было отмечено нами в предыдущих статьях, Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) объявила пандемию коронавируса. Коронавирус может быть признан форс-мажорным обстоятельством. В связи с этим МВД России принято беспрецедентное решение — не штрафовать граждан, нарушивших правила пребывания, а продлять им срок нахождения в России.

Теперь иностранцам, прибывшим в Россию на основании визы, а также прибывшим в Россию в порядке, не требующем получения визы, продлевается соответственно, срок визы и срок пребывания в России.

Важно!

Для этого иностранцы должны обратиться в ближайший территориальный орган МВД России с заявлением, составленным в произвольной форме. Как уже было отмечено, никакой административной ответственности за нарушение срока подачи заявлений не будет.

Если иностранец прибыл в Россию на основании визы, то срок действия имеющихся виз будет продлен до 90 дней, независимо от цели въезда в Россию.

Если иностранец прибыл в Россию в порядке, не требующем получения визы (в том числе в соответствии с международными договорами РФ о краткосрочных безвизовых поездках для отдельных категорий граждан, а также в случае истечения срока временного пребывания), то срок временного пребывания будет продлен до 90 дней на основании мотивированного заявления (в произвольной форме) о продлении срока временного пребывания, при необходимости с последующей выдачей транзитных виз для выезда из России.

Кроме того, если у таких иностранцев нет миграционных карт, то будут выдавать дубликаты, а также осуществлять постановку на миграционный учет.

!!!Для оформления транзитных виз для выезда из России в МВД планируют использовать специальные вкладные визовые бланки. (Лучше убрать эту строку, не нужная информация, вызовет много лишних вопросов)

При принятии решения о продлении срока временного пребывания и срока действия визы сотрудники МВД будут проставлять отметку в миграционной карте и осуществлять фотографирование и дактилоскопирование иностранцев, а также проводить проверки по автоматизированным учетам МВД России, в том числе на предмет нахождения в розыске.

Это исключит продление срока визы и пребывания иностранцев, которые имеют проблемы с законом.

Для иностранцев, проживающих в России на основании разрешения на временное проживание или вида на жительство (ВНЖ), будет продлен срок пребывания в случае истечения срока действия выданного им документа.

Теперь выдача ВНЖ (ст.2 Федерального закона от 02.08.2019 г. № 257-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в РФ») будет производиться независимо от срока окончания имеющегося ВНЖ, в том числе после окончания срока его действия.

Важно!

Иностранцы могут обратиться за получением новых патентов без необходимости выезда за пределы России и без привлечения их к административной ответственности за нарушение срока подачи соответствующих заявлений. Например, если иностранцы из Украины должны были один раз в 90 дней выезжать за пределы России для продления трудового патента, то сейчас лишний раз выезжать не придется.

То есть иностранцам, у которых закончился срок пребывания в РФ нужно обратиться в ОВМ МВД РФ (ФМС) и иностранцы могут спокойно находиться на территории России, обратившись с заявлением в территориальное отделение МВД России.

Такие меры помогут стабилизировать рынок труда мигрантов и снять напряженную ситуацию.


О внесении изменений в ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» в части упрощения порядка предоставления разрешения на временное проживание и вида на жительство

1 ноября 2019 года вступил в силу Федеральный закон от 2 августа 2019 г. № 257 «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» в части упрощения порядка предоставления некоторым категориям иностранных граждан и лицам без гражданства разрешения на временное проживание и вида на жительство».

Разрешение на временное проживание без учета квоты смогут получить:

- постоянно проживавшие на территории Украины граждане Украины или лица без гражданства, признанные беженцами либо получившие временное убежище на территории России;

- лица, получившие статус переселенца и желающие переехать в Россию на постоянное место жительства из стран, с которыми у Российской Федерации заключены международные соглашения о переселении;

- граждане государств, входивших в состав СССР, получившие в России профессиональное образование в государственных образовательных организациях высшего и среднего профессионального образования.

Для несовершеннолетних и недееспособных иностранных граждан уточняется принцип получения разрешения на временное проживание: либо на срок действия РВП родителя (законного представителя) либо совместное получение разрешения.

Возможность получения разрешения на временное проживание без учета квоты иностранными гражданами, состоящими в браке с гражданами России; участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членами его семьи; иностранными военнослужащими сохраняется.

Лица, имеющие право получить вид на жительство без оформления разрешения на временное проживание, смогут также обратиться за получением разрешения на временное проживание без учета квоты.

Сокращается общий срок рассмотрения заявлений о выдачи РВП с шести до четырех месяцев.

Для лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации, либо планирующих получить вид на жительство введены следующие изменения.
Вид на жительство будет выдаваться без ограничения срока действия, за исключением вида на жительство, выдаваемого высококвалифицированному специалисту и членам его семьи, (выдается на срок действия разрешения на работу, выданного высококвалифицированному специалисту).

Заявление о выдаче вида на жительство можно будет подать не ранее чем через восемь месяцев первого года проживания в Российской Федерации и не позднее чем за четыре месяца до истечения срока действия разрешения на временное проживание.

Общий срок рассмотрения заявления о выдаче вида на жительство также сокращается с шести до четырех месяцев.

Вводится процедура замены вида на жительство. Вид на жительство подлежит замене в случае: достижения иностранным гражданином возраста 14, 20 и 45 лет; изменения иностранным гражданином установочных данных; непригодности, обнаружения ошибок и неточностей.

Виды на жительство, выданные иностранным гражданам и лицам без гражданства до дня вступления в силу Федерального закона будут действительны в течение срока их действия. B течение срока действия вида на жительство, уже выданного иностранному гражданину, он вправе обратиться с заявлением о выдаче бессрочного вида на жительство.

Пакет документов для получения бессрочного вида на жительство взамен имеющего вида на жительство минимален:

- заявление о выдаче вида на жительство, составленное в произвольной форме;

- документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина или лица без гражданства;

- две личные фотографии;

- квитанция об уплате государственной пошлины;

- документ, подтверждающий владение иностранным гражданином или лицом без гражданства русским языком, знание ими истории России и основ законодательства Российской Федерации (для тех иностранных граждан, которые получали вид на жительство до 1 января 2015 г.).

Иностранные граждане, обратившиеся с заявлением о выдаче вида на жительство, имеющие родителя (усыновителя, опекуна, попечителя), сына или дочь, состоящих в гражданстве Российской Федерации и постоянно проживающих в Российской Федерации, освобождаются от представления документа о владении русским языком.
Упрощенный порядок получения вида на жительство (без получения РВП) предусмотрен для:

- иностранных граждан, родившихся на территории РСФСР и состоявших в прошлом в гражданстве СССР;

- иностранных граждан, родители (законные представители) и дети которых состоят в гражданстве Российской Федерации и постоянно проживают в России;

- квалифицированных специалистов, работающих не менее 6 месяцев до дня обращения с заявлением о выдаче вида на жительство по профессии, входящей в соответствующий перечень профессий, на которые распространяется упрощенный порядок приема в гражданство (утвержден приказом Минтруда России от 2015 г № 446н).

- иностранных граждан, окончивших ВУЗы с отличием (по образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, высшего образования по очной форме обучения);

- отдельных категорий лиц, находящиеся на территории Российской Федерации с неурегулированным статусом, получивших российские паспорта до 2010 года и не приобретших гражданства Российской Федерации в установленном порядке, если они не имеют гражданства иностранного государства или действительного документа, подтверждающего право на проживание в иностранном государстве.

Законом внесены изменения для иностранных граждан, признанных носителями русского языка, которые снимают существующие в настоящее время административные барьеры для получения ими вида на жительство, а именно: исключается условие о представлении для получения вида на жительство документа, подтверждающего обращение с заявлением о выходе из гражданства иностранного государства.

Уточнен срок предоставления постоянно проживающим в Российской Федерации иностранным гражданином уведомления о подтверждении своего проживания.

Предусмотрена возможность аннулирования разрешительного документа по заявлению иностранного гражданина.


В Министерстве юстиции Российской Федерации зарегистрирован приказ МВД России от 30 июля 2019 г. № 514

15 октября 2019 года в Министерстве юстиции Российской Федерации зарегистрирован приказ МВД России от 30 июля 2019 г. № 514 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по осуществлению миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, форм заявления иностранного гражданина или лица без гражданства о регистрации по месту жительства, уведомления о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания, отметок о регистрации (снятии с регистрации) иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства, отметок о подтверждении выполнения принимающей стороной и иностранным гражданином или лицом без гражданства действий, необходимых для его постановки на учет по месту пребывания, проставляемых, в том числе, многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг» (регистрационный № 56234, далее –приказ).

Приказом утверждены:

Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по осуществлению миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации (далее – Административный регламент, государственная услуга соответственно);

форма заявления иностранного гражданина или лица без гражданства о регистрации по месту жительства;

форма уведомления о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания;

форма отметки о регистрации иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства;

форма отметки о снятии иностранного гражданина или лица без гражданства с регистрации по месту жительства;

форма отметки о подтверждении выполнения принимающей стороной и иностранным гражданином или лицом без гражданства действий, необходимых для его постановки на учет по месту пребывания;

форма отметки о подтверждении выполнения принимающей стороной и иностранным гражданином или лицом без гражданства действий, необходимых для его постановки на учет по месту пребывания, проставляемой многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.

Административный регламент определяет сроки и последовательность административных процедур (действий) подразделений по вопросам миграции территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации на региональном и районном уровнях (в том числе подразделений по вопросам миграции отделов (отделений, пунктов) полиции территориальных органов МВД России на районном уровне) (далее – подразделения по вопросам миграции), а также порядок взаимодействия подразделений по вопросам миграции с территориальными органами МВД России, организациями и подразделениями системы МВД России, с федеральными органами исполнительной власти, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг, иными организациями при постановке иностранных граждан и лиц без гражданства на миграционный учет в Российской Федерации и снятии иностранных граждан и лиц без гражданства с миграционного учета в Российской Федерации.

Административным регламентом также установлены требования к порядку информирования о предоставлении государственной услуги, круг заявителей.

Непосредственное предоставление государственной услуги осуществляется подразделениями по вопросам миграции.

Признан утратившим силу приказ МВД России от 23 ноября 2017 г. № 881 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по осуществлению миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, форм заявления о регистрации иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства, уведомления о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания, отметки о регистрации иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства, отметок о подтверждении выполнения принимающей стороной и иностранным гражданином действий, необходимых для его постановки на учет по месту пребывания».

О предоставлении государственной услуги по проведению добровольной дактилоскопической регистрации граждан Российской Федерации


Подразделениями по вопросам миграции Управления МВД России по Приморскому краю предоставляется государственная услуга по проведению добровольной государственной дактилоскопической регистрации граждан Российской Федерации.


Дактилоскопическая информация используется в целях идентификации личности человека для розыска пропавших без вести граждан; 
установления личности человека по отпечаткам пальцев (ладоней) рук неопознанного трупа; 
установления личности граждан, не способных по состоянию здоровья или возрасту сообщить данные о своей личности либо не имеющих документов, удостоверяющих личность; 
подтверждения личности граждан; 
предупреждения, раскрытия и расследования преступлений, а также предупреждения и выявления административных правонарушений.

С начала 2019 года проведена добровольная дактилоскопическая регистрация 289 граждан Российской Федерации.

Для информации:

Государственная дактилоскопическая регистрация - это деятельность, осуществляемая по получению, учету, хранению дактилоскопической информации, установлению или подтверждению личности человека.

Дактилоскопическая информация - информация об особенностях строения папиллярных узоров пальцев рук человека и о его личности.
Следует отметить, что отпечаток пальца человека уникален, пальцев с одинаковыми узорами у разных людей в природе не встречается, подделать его невозможно. Отсюда и набирающая в последнее время обороты популярность добровольной дактилоскопической регистрации в медицине, коммуникационной сфере, сфере банковских услуг, а также транспорте и защите безопасности граждан и организаций.

Дактилоскопическая информация используется в целях идентификации личности человека. Даже в нашем современном компьютеризованном обществе, обладающем глобальными информационными системами, иногда бесследно пропадают люди. Никто из нас не застрахован от несчастных случаев, потери памяти и тому подобных происшествий, поэтому дактилоскопическая информация способна оказать неоценимую помощь при поисках пропавшего человека, установлении личности погибшего либо потерявшего память человека. Она важна для самих граждан и делается в их интересах.

Правовой основой государственной дактилоскопической регистрации являются Конституция Российской Федерации и другие законодательные акты Российской Федерации, а также общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации.

Государственная дактилоскопическая регистрация проводится с соблюдением прав и свобод человека и гражданина, установленных Конституцией Российской Федерации, в соответствии с принципами законности, гуманизма, конфиденциальности.

Основными документами, регламентирующими проведение добровольной государственной дактилоскопической регистрации, являются Федеральный закон от 25 июля 1998 г. N 128-ФЗ "О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации" и Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по проведению добровольной государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации, утвержденный приказом МВД России от 14 июля 2012 г. N 696

Сведения о дактилоскопической регистрации являются исключительно конфиденциальной информацией, доступ к которой строго ограничен (ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 152 – ФЗ «О персональных данных»). Должностные лица несут административную и уголовную ответственность за нарушение правил ее хранения и незаконного использования.

Добровольная дактилоскопическая регистрация проводится по желанию гражданина, его добровольному волеизъявлению. Данная процедура занимает всего несколько минут, не представляет опасности для здоровья и является бесплатной.

Для проведения добровольной дактилоскопии гражданину необходимо предоставить:

1.Письменное заявление. Для недееспособных или ограниченных в дееспособности граждан заявление подает опекун или попечитель, для несовершеннолетних - родители.

2. Паспорт.

3. Свидетельство о рождении лиц, не достигших 14-летнего возраста.

4. Опекунам недееспособных граждан необходимо предоставить документ, подтверждающий недееспособность их подопечных, а также собственные паспорта и свидетельства об установлении опеки.

После проведения дактилоскопирования гражданам выдается справка о прохождении добровольной дактилоскопической регистрации.

На днях Президент Российской Федерации В.В. Путин подписал новый закон, согласно которому иностранные граждане теперь будут иметь ограничения при заключении контракта на службу в российской армии.

Новый Федеральный закон от 29.05.2019 № 117-ФЗ "О внесении изменений в статьи 34 и 40 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", говорит о том, что иностранные граждане могут заключать контракт на службу в армии РФ только один раз.
Другими словами, иностранный гражданин может служить в армии РФ по контракту только раз, то есть по окончанию контракта его нельзя будет продлить.
Ранее иностранные граждане в возрасте от 18 и до 30 лет, легально пребывающие на территории РФ, могли служить по контракту в армии РФ без каких-либо ограничений, то есть они могли продлевать контракт неограниченное количество раз.
Теперь же, после того, как закон вступит в силу, иностранцы смогут заключать контракт на прохождение службы в российской армии только раз, если, конечно не получат гражданство РФ, поскольку гражданине РФ могут перезаключать контракты без ограничений.
Напомним, право иностранцев служить в российской армии было закреплено законом в 2003 году. При этом служащие в российской армии по контракту иностранцы не дают присягу на верность стране, но обязуются соблюдать Конституцию, воинские уставы и четко выполнять приказы командиров. 

Изменились правила постановки на учёт мигрантов

 С 20 марта 2019 года в России изменились правила постановки на учёт мигрантов - расширен перечень сведений, указываемых в уведомлении о прибытии, определены документы, которые должен предъявить принимающей стороне для заполнения бланка уведомления иностранный гражданин. Меры прописаны в Постановлении Правительства Российской Федерации от 7 марта 2019 г. № 246 «О внесении изменений в Правила осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации».

Так, установлено, что к уведомлению о прибытии следует приложить:
- копии всех страниц документа, удостоверяющего личность иностранца, которые содержат информацию о нем;
- копию миграционной карты (за исключением случаев, когда иностранный гражданин освобожден от обязанности ее заполнять);
- копию документа, подтверждающего право пользования жилым или иным помещением, предоставляемым для фактического проживания иностранному гражданину.

Если же уведомление подается в отношении работника, который является гражданином государства - члена ЕАЭС, и членов его семьи, дополнительно требуется представить:
- копию трудового или гражданско-правового договора, заключенного трудящимся с работодателем (заказчиком) на территории Российской Федерации;
- копии документов, подтверждающих родственные отношения (для членов семьи).

Напомним, что принимающей стороной считается не любая российская организация, с которой иностранный гражданин состоит в трудовых отношениях, а лишь та, которая помимо работы предоставляет иностранцу еще и жилье.

Также в Постановлении прописаны особенности подачи уведомления об убытии иностранного гражданина из организации, где он трудился вахтовым методом, и постановки на учет по месту пребывания несовершеннолетних иностранных граждан в возрасте до 1 года, родившихся на территории России.

Утвержден План реализации первого этапа Концепции государственной миграционной политики на 2019–2025 годы

Распоряжением от 22 февраля 2019 года № 265-р утверждён План реализации Концепции на первом этапе – в 2019–2021 годах.

Планом предусматривается разработка проектов федеральных законов и других нормативных правовых актов, направленных на решение задач государственной миграционной политики, анализ и подготовка предложений по дальнейшему совершенствованию миграционного законодательства, оптимизация порядка предоставления государственных услуг и выполнения административных процедур, развитие государственных информационных систем, внедрение современных цифровых и информационно-технических решений в этой сфере.

Полномочия по мониторингу и контролю реализации плана закреплены за МВД России.

Президент Российской Федерации В.В. Путин подписал Указ «О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019–2025 годы».

31 октября 2018 года 13:20
Текст Указа:

В связи с необходимостью актуализации целей, задач и основных направлений деятельности Российской Федерации в сфере миграции постановляю:

1. Утвердить прилагаемую Концепцию государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019–2025 годы.

2. Правительству Российской Федерации:

а) обеспечить реализацию Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019–2025 годы (далее – Концепция);

б) в 3-месячный срок утвердить план мероприятий по реализации Концепции в 2019–2021 годах;

в) осуществлять контроль за реализацией Концепции и обеспечивать ее своевременную корректировку;

г) представлять Президенту Российской Федерации ежегодно доклад о реализации Концепции.

3. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления руководствоваться положениями Концепции при осуществлении своей деятельности в сфере миграции.

4. Признать утратившей силу Концепцию государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденную Президентом Российской Федерации 8 июня 2012 г. № Пр-1490.

5. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

* * *

Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019–2025 годы

I. Общие положения

1. Настоящей Концепцией определяются цель, принципы, задачи и основные направления государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019–2025 годы (далее – миграционная политика) исходя из анализа практики регулирования миграционных процессов и современного понимания национальных и глобальных проблем миграции.

2. Правовую основу настоящей Концепции составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие деятельность в сфере миграции.

3. Настоящая Концепция разработана с учетом основополагающих документов, затрагивающих вопросы реализации миграционной политики, прежде всего Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года, Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года, Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года, Концепции общественной безопасности в Российской Федерации, Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Концепции демографической политики Дальнего Востока на период до 2025 года, Прогноза долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года.

II. Условия формирования и реализации миграционной политики

4. Современные тенденции в сфере миграции в Российской Федерации обусловлены в основном экономическими и социальными факторами. Устойчивое социально-экономическое положение, сохранение исторических и культурных связей народов государств – участников Содружества Независимых Государств, взаимные безвизовые поездки, учреждение Евразийского экономического союза являются мощными факторами миграционной привлекательности Российской Федерации.

5. В 2012–2017 годах интенсивность внутренней миграции в Российской Федерации увеличилась на 10 процентов. При этом сохранилась общая тенденция к оттоку населения в Центральный, Северо-Западный, Юго-Западный регионы страны, что является постоянным фактором роста диспропорции в размещении населения. Практически весь потенциал внутренней миграции приходится на такие городские агломерации, как Москва и Санкт-Петербург, а также на Краснодарский край.

6. На консульском учете за рубежом состоит более 2 млн. граждан Российской Федерации. Ежегодно около 60 тыс. российских граждан выезжает на работу за границу.

7. В 2012–2017 годах миграционный приток в Российскую Федерацию компенсировал естественную убыль населения и стал источником дополнительных трудовых ресурсов для национальной экономики. В гражданство Российской Федерации принято более 1 млн. человек, из них 525 тыс. человек – в рамках Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. Суммарный миграционный прирост за этот период составил 1,6 млн. человек. Среднегодовая численность трудящихся-мигрантов составила около 3 млн. человек (3–4 процента от среднегодовой численности всех трудовых ресурсов). На территории Российской Федерации ежегодно пребывает около 10 млн. иностранных граждан и лиц без гражданства (далее – иностранные граждане), постоянно или временно проживает в Российской Федерации более 1 млн. иностранных граждан.

8. Среди иностранных граждан, привлекаемых российскими работодателями, значительную долю составляют низкоквалифицированные работники, востребованность которых определяется зачастую как меньшими по сравнению с использованием труда граждан Российской Федерации издержками, так и недостаточно высоким в некоторых отраслях экономики уровнем технологического развития и организации труда, сокращением рабочих мест, требующих средней и высокой квалификации труда.

9. В целом направленные в Российскую Федерацию миграционные потоки подвержены действию факторов, которые определяют основной вектор внутренней миграции. Центрами миграционной привлекательности для иностранных граждан становятся в первую очередь крупные экономически развитые города европейской части России, а также приграничные территории Сибири и Дальнего Востока.

10. За последние годы существенно возросла миграционная активность вблизи внешних границ Российской Федерации и в зоне ее интересов. Интенсивный миграционный поток из стран Ближнего Востока и Северной Африки в Европу, возникший в 2014–2015 годах, становится причиной негативных социально-экономических процессов в европейских государствах, а также способствует проникновению в эти государства членов криминальных, террористических и экстремистских структур. Такие негативные проявления могут стать угрозой как для Российской Федерации, так и для приграничных с ней государств.

11. В 2012–2017 годах усовершенствованы инструменты правового регулирования в сфере миграции, включая меры ответственности за нарушение миграционного законодательства Российской Федерации и меры противодействия незаконной миграции:

а) проведена корректировка правил осуществления иностранными гражданами трудовой деятельности на территории Российской Федерации, что позволило сократить число иностранных граждан, незаконно находящихся в Российской Федерации, и способствовало увеличению числа иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на законных основаниях;

б) оптимизированы правила пребывания обучающихся в Российской Федерации иностранных граждан, что способствовало росту их числа (291 тыс. человек на начало 2017/18 учебного года по сравнению с 153,8 тыс. человек на начало 2010/11 учебного года);

в) определены и применяются дифференцированные требования к уровню знаний русского языка, истории России и основ законодательства Российской Федерации, необходимых иностранным гражданам для осуществления трудовой деятельности на территории Российской Федерации и получения разрешения на временное проживание и вида на жительство;

г) созданы дополнительные условия, способствующие добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, а также упрощены правила приема в российское гражданство иностранных граждан, являющихся носителями русского языка, инвесторами, предпринимателями или выпускниками российских образовательных организаций;

д) разработаны и проходят проверку на практике подходы к социальной и культурной адаптации различных категорий иностранных граждан, в том числе в рамках соответствующих программ и в формате государственно-общественного партнерства, с участием общественных и образовательных организаций, учреждений культуры и спорта;

е) установлена уголовная ответственность за пересечение государственной границы Российской Федерации иностранными гражданами, въезд которым в страну не разрешен, за фиктивную постановку иностранных граждан на миграционный учет. Ужесточены санкции за организацию незаконной миграции;

ж) введена административная ответственность приглашающей стороны за неисполнение обязанностей по материальному, медицинскому и жилищному обеспечению приглашенных иностранных граждан, за предоставление заведомо ложных сведений о цели их въезда в Российскую Федерацию при оформлении документов на въезд;

з) конкретизирован и расширен перечень оснований, по которым не разрешается или ограничивается въезд иностранных граждан в Российскую Федерацию, а также увеличены сроки таких ограничений.

12. Эффективность миграционной политики зависит от качества правового регулирования, а также от практического применения миграционного законодательства Российской Федерации, результативности мер противодействия коррупции при осуществлении государственного контроля (надзора) и предоставлении государственных услуг в сфере миграции, степени информированности иностранных и российских граждан о требованиях законодательства Российской Федерации и мерах ответственности за их нарушение.

13. Для повышения эффективности административных процедур в сфере миграции, а также для профилактики, предупреждения, выявления и пресечения нарушений миграционного законодательства Российской Федерации, применения мер административного воздействия в этой сфере все большее значение приобретает использование современных цифровых технологий и информационно-технических средств.

III. Цель, принципы и задачи миграционной политики

14. Целью миграционной политики является создание миграционной ситуации, которая способствует решению задач в сфере социально-экономического, пространственного и демографического развития страны, повышения качества жизни ее населения, обеспечения безопасности государства, защиты национального рынка труда, поддержания межнационального и межрелигиозного мира и согласия в российском обществе, а также в сфере защиты и сохранения русской культуры, русского языка и историко-культурного наследия народов России, составляющих основу ее культурного (цивилизационного) кода.

15. Основным источником восполнения населения Российской Федерации и обеспечения национальной экономики трудовыми ресурсами должно оставаться его естественное воспроизводство. Миграционная политика является вспомогательным средством для решения демографических проблем и связанных с ними экономических проблем. Она должна быть направлена на создание благоприятного режима для добровольного переселения в Россию лиц (в том числе покинувших ее), которые способны органично включиться в систему позитивных социальных связей и стать полноправными членами российского общества. При этом, обеспечивая соблюдение разумного баланса государственных, общественных и частных интересов, важно сохранять открытость Российской Федерации для тех иностранных граждан, которые не связывают с ней свое будущее или будущее своих детей и не намерены полностью интегрироваться в российское общество, но рассматривают Россию как страну с благоприятными условиями для удовлетворения своих экономических, социальных и культурных потребностей, соблюдают требования законодательства Российской Федерации, бережно относятся к ее окружающей среде и природным ресурсам, материальным и культурным ценностям, уважают многообразие региональных и этнокультурных укладов жизни российского населения.

16. Характер и направление миграционных потоков, их влияние на российское общество, а также проблемы, с которыми сталкиваются мигранты в местах пребывания (проживания), во многом определяются качеством жизни в Российской Федерации, в том числе доступностью для граждан социальных, образовательных, медицинских, культурных и иных услуг, состоянием правопорядка, степенью развитости транспортной, энергетической, телекоммуникационной и информационной инфраструктуры, уровнем занятости населения и благоустроенности общественных мест.

17. Эффективность реализации предусмотренных настоящей Концепцией мер обусловлена проводимой государственной политикой Российской Федерации в сфере социально-экономического развития, промышленности, науки, инноваций, образования, здравоохранения, культуры, занятости населения, регионального развития, обеспечения безопасности государства и государственной молодежной политикой, а также внешней политикой России.

18. В соответствии с настоящей Концепцией совершенствование миграционного законодательства Российской Федерации предполагает прежде всего установление простых, понятных для граждан и исполнимых правил, отвечающих цели, принципам и задачам миграционной политики, свободных от административных барьеров и обусловленных ими издержек.

19. Реализация миграционной политики, являющейся неотъемлемой частью государственной политики Российской Федерации, осуществляется в соответствии с принципами демократического правового государства, установленными Конституцией Российской Федерации, и общепризнанными принципами и нормами международного права, а также с учетом принципов, определенных в стратегических документах, перечисленных в пункте 3 настоящей Концепции.

20. Основными принципами миграционной политики являются:

а) комплексность решения задач миграционной политики с учетом решения задач социально-экономического, культурного, демографического и иного развития Российской Федерации;

б) приоритет интересов Российской Федерации и российских граждан, постоянно проживающих на ее территории;

в) учет многообразия региональных и этнокультурных укладов жизни населения Российской Федерации;

г) координация деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере миграции;

д) участие институтов гражданского общества в реализации миграционной политики при соблюдении принципа невмешательства в деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

е) финансовая обеспеченность мер по реализации миграционной политики.

21. Задачами миграционной политики являются:

а) совершенствование правовых, организационных и иных механизмов, регулирующих и обеспечивающих:

добровольное переселение в Российскую Федерацию на постоянное место жительства соотечественников, проживающих за рубежом, а также иных лиц, которые способны успешно интегрироваться в российское общество;

въезд в Российскую Федерацию и пребывание на ее территории иностранных граждан, желающих развивать экономические, деловые, профессиональные, научные, культурные и иные связи, изучать язык, историю и культуру нашей страны, способных благодаря своей трудовой деятельности, знаниям и компетенциям содействовать экономическому, социальному и культурному развитию России;

б) создание условий для адаптации к правовым, социально-экономическим, культурным и иным условиям жизни в Российской Федерации иностранных граждан, испытывающих сложности в адаптации, обусловленные особенностями их культуры и привычного жизненного уклада, а также иными факторами;

в) создание благоприятного режима для свободного перемещения обучающихся, научных и педагогических работников в целях развития науки, профессионального образования, повышения уровня подготовки научных кадров и специалистов для отраслей экономики и сферы государственного управления Российской Федерации;

г) создание условий для снижения диспропорции в размещении населения и решения задач пространственного развития страны;

д) дальнейшее развитие механизмов и средств профилактики, предупреждения, выявления и пресечения нарушений миграционного законодательства Российской Федерации и коррупционных нарушений в сфере миграции, включая совершенствование мер ответственности за нарушение названного законодательства и законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции;

е) оказание в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и законодательством Российской Федерации помощи иностранным гражданам, ищущим защиту на территории Российской Федерации.

IV. Основные направления миграционной политики

22. Основными направлениями миграционной политики в области совершенствования правовых, организационных и иных механизмов, регулирующих порядок въезда в Российскую Федерацию, пребывания (проживания) на ее территории иностранных граждан, а также процесс добровольного переселения в Российскую Федерацию соотечественников и иных лиц, являются:

а) обеспечение простоты, прозрачности процедур и понятности условий:

въезда в Российскую Федерацию, включая оформление виз;

получения права на пребывание (проживание) в Российской Федерации, в том числе в целях осуществления трудовой деятельности;

приобретения гражданства Российской Федерации;

б) совершенствование механизмов реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, в том числе:

корректировка условий добровольного переселения востребованных специалистов (в том числе научных и педагогических работников, инженеров, врачей), фермеров, предпринимателей, инвесторов и выдающихся деятелей культуры и искусства с учетом их ожиданий и запросов, а также поддержка российских организаций, привлекающих таких лиц;

концентрация финансовых ресурсов на оказании содействия добровольному переселению соотечественников на постоянное место жительства в Российскую Федерацию на территории приоритетного заселения и повышение эффективности расходования финансовых средств на эти цели;

устранение необоснованных административных барьеров, временных и финансовых издержек, связанных с ввозом в Российскую Федерацию и регистрацией имущества, включая объекты интеллектуальной собственности, средства производства и иные основные фонды;

в) повышение эффективности мер регулирования численности привлекаемых иностранных работников, в том числе исходя из реальной ситуации на российском рынке труда и тенденций ее изменения с учетом потребностей экономики Российской Федерации и интересов ее граждан;

г) развитие механизмов организованного привлечения иностранных работников.

23. Основными направлениями миграционной политики в области создания условий для адаптации иностранных граждан являются:

а) формирование институтов и механизмов социальной и культурной адаптации иностранных граждан с учетом их возрастных, профессиональных, национальных, культурных и иных особенностей, а также региональных и этнокультурных укладов жизни населения Российской Федерации;

б) принятие мер, препятствующих возникновению пространственной сегрегации, формированию этнических анклавов и маргинализации находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан, включая оформление документов, удостоверяющих личность, лицам без гражданства, не имеющим таких документов;

в) обеспечение иностранным гражданам независимо от их миграционного статуса, уровня доходов и иных обстоятельств равных возможностей для получения государственных услуг в сфере миграции, в том числе информационных.

24. Основными направлениями миграционной политики в области содействия свободному перемещению обучающихся, научных и педагогических работников являются:

а) повышение доступности образовательных услуг для иностранных граждан, включая совершенствование правил въезда в Российскую Федерацию и пребывания на ее территории иностранных граждан, в целях обучения в российских образовательных организациях;

б) обеспечение открытости Российской Федерации для обучающихся, научных и педагогических работников, в том числе создание для них комфортного режима въезда в Российскую Федерацию, пребывания, получения образования и осуществления профессиональной деятельности на ее территории;

в) расширение возможностей для приглашения преподавателей из иностранных образовательных организаций в целях обучения российских граждан;

г) совершенствование механизмов отбора талантливой иностранной молодежи для поступления в российские образовательные организации в пределах выделяемых квот.

25. Основными направлениями миграционной политики в области создания условий для снижения диспропорции в размещении населения и решения задач пространственного развития Российской Федерации являются:

а) учет задач по созданию благоприятных условий для внутренней миграции, снижению диспропорции в размещении населения (включая обеспечение транспортной связанности регионов, формирование рынка доступного жилья) и удовлетворению экономических, социальных, образовательных, профессиональных и культурных потребностей граждан при выработке стратегии развития регионов Российской Федерации, распределении финансовых средств и отборе проектов в сфере создания и модернизации объектов жилищной, медицинской, образовательной, транспортной и иной инфраструктуры;

б) развитие инструментов государственной политики в области занятости населения;

в) обеспечение полноты, качества и доступности сведений о возможностях трудоустройства на территории Российской Федерации.

26. Основными направлениями миграционной политики в области совершенствования механизмов профилактики, предупреждения, выявления и пресечения нарушений миграционного законодательства Российской Федерации и коррупционных нарушений в сфере миграции, включая меры ответственности за нарушение названного законодательства и законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции, являются:

а) совершенствование правовой основы противодействия незаконной миграции, в том числе регулирование ответственности лиц за нарушение миграционного законодательства Российской Федерации, в частности за представление поддельных или подложных документов и заведомо ложных сведений, содействие их представлению либо совершение фиктивных действий для получения иностранными гражданами прав на въезд в Российскую Федерацию, пребывание (проживание), осуществление трудовой деятельности на ее территории и приобретение гражданства Российской Федерации;

б) совершенствование государственного контроля (надзора) в части, касающейся въезда в Российскую Федерацию, выезда из Российской Федерации, транзитного проезда через ее территорию, пребывания (проживания) иностранных граждан и осуществления ими трудовой деятельности на территории Российской Федерации;

в) развитие инфраструктуры государственной границы Российской Федерации, в том числе оснащение ее техническими средствами, позволяющими своевременно выявлять и пресекать въезд в Российскую Федерацию и выезд из Российской Федерации иностранных граждан, не имеющих права на такой въезд и выезд;

г) совершенствование механизмов получения заинтересованными государственными органами информации о нахождении иностранных граждан в Российской Федерации и их перемещении по ее территории;

д) расширение использования современных биометрических технологий для идентификации личности в целях повышения эффективности государственного контроля (надзора) в сфере миграции, обеспечения общественной безопасности и предоставления государственных услуг в сфере миграции;

е) обеспечение эффективного контроля за соблюдением требований трудового законодательства и законодательства Российской Федерации о налогах и сборах работодателями, привлекающими и использующими иностранных работников;

ж) совершенствование порядка исполнения решений об административном выдворении иностранных граждан за пределы Российской Федерации и их депортации, а также порядка передачи иностранных граждан в соответствии с международными договорами Российской Федерации о реадмиссии;

з) совершенствование административных процедур в сфере миграции, в том числе внедрение электронных форм взаимодействия получателей государственных услуг с предоставляющими их органами и организациями, использование формата многофункциональных центров и иных организационных и технических решений, в целях:

повышения прозрачности административных процедур и их защищенности от коррупции;

снижения вероятности принятия необоснованных решений и допущения технических ошибок;

сокращения временных, организационных и финансовых издержек, связанных с предоставлением государственных услуг и их получением;

и) обеспечение возможности участия институтов гражданского общества в осуществлении общественного контроля за исполнением миграционного законодательства Российской Федерации;

к) реализация мероприятий, направленных на выявление и пресечение нарушений миграционного законодательства Российской Федерации, организации незаконной миграции, торговли людьми, использования принудительного труда, в том числе совместно с компетентными органами иностранных государств;

л) создание, поддержание и развитие государственных информационных систем;

м) повышение эффективности профилактической, информационной и разъяснительной работы с гражданами, работодателями, заказчиками работ и услуг в целях предупреждения нарушений миграционного законодательства Российской Федерации;

н) совершенствование механизма миграционного контроля в целях решения задач по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации, в том числе по противодействию криминальным, террористическим и экстремистским структурам.

27. Основными направлениями миграционной политики в области оказания помощи иностранным гражданам, ищущим защиту на территории Российской Федерации, являются:

а) поддержание высоких стандартов и дальнейшее развитие механизмов оказания помощи иностранным гражданам, ищущим защиту на территории Российской Федерации, в соответствии с международно-правовыми обязательствами Российской Федерации и с учетом соблюдения интересов российских граждан;

б) обеспечение готовности заинтересованных федеральных органов исполнительной власти во взаимодействии с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации к приему и размещению иностранных граждан в случае их экстренного массового прибытия в Российскую Федерацию;

в) оказание беженцам, лицам, получившим временное убежище, и претендентам на получение соответствующего статуса содействия в социальной и культурной адаптации с учетом уязвимости их положения;

г) создание дополнительных инструментов регулирования миграционных потоков с учетом общественно-политической и социально-экономической ситуации в странах, из которых в Российскую Федерацию прибывают иностранные граждане.

V. Международное сотрудничество Российской Федерации в сфере миграции

28. Международное сотрудничество Российской Федерации в сфере миграции осуществляется по следующим направлениям:

а) реализация международных договоров Российской Федерации в сфере миграции;

б) заключение при необходимости международных договоров Российской Федерации с учетом цели, принципов, задач и основных направлений миграционной политики;

в) обеспечение взаимных интересов государств – членов Евразийского экономического союза;

г) участие Российской Федерации в деятельности международных организаций, взаимодействие с иностранными партнерами и международными институтами в целях совершенствования качества регулирования международных миграционных потоков;

д) обеспечение плодотворного участия Российской Федерации во взаимодействии с иностранными государствами, международными организациями и объединениями в формировании позитивной, сбалансированной и объединительной международной повестки дня и в выработке решений по вопросам миграции;

е) обмен опытом по реализации миграционной политики и управлению миграционными процессами;

ж) повышение эффективности механизмов противодействия незаконной миграции, в том числе расширение договоренностей о реадмиссии;

з) совершенствование механизмов обмена сведениями о гражданстве и иными сведениями, касающимися мигрантов, а также повышение уровня защищенности таких сведений при их обработке и трансграничной передаче;

и) мониторинг общественно-политической и социально-экономической ситуации в иностранных государствах, гражданам которых в Российской Федерации предоставлена защита.

VI. Информационно-аналитическое обеспечение реализации миграционной политики

29. Информационно-аналитическое обеспечение реализации миграционной политики предусматривает:

а) совершенствование языка описания миграционных процессов и миграционной ситуации в целях создания точного и однозначного представления о реализуемой миграционной политике;

б) достижение более глубокого понимания миграционной ситуации, в том числе за счет увеличения числа оцениваемых параметров, отражающих ее влияние на экономические, социальные, культурные, национальные, этноконфессиональные и иные аспекты жизни российского общества, на индивидуальном, семейном, местном, региональном и федеральном уровнях;

в) расширение использования современных цифровых технологий в целях:

изучения, оценки и прогнозирования изменений миграционной ситуации;

использования биометрической информации при осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере миграции;

предоставления государственных услуг в сфере миграции.

VII. Основные механизмы формирования и реализации миграционной политики

30. Основы миграционной политики определяются Президентом Российской Федерации.

31. Палаты Федерального Собрания Российской Федерации в пределах своих полномочий ведут работу по законодательному обеспечению миграционной политики.

32. Правительство Российской Федерации координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере миграции и обеспечивает проведение единой миграционной политики.

33. Федеральные органы государственной власти при участии органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления принимают меры по реализации миграционной политики.

34. Основными механизмами реализации миграционной политики являются:

а) осуществление на плановой основе мер по реализации миграционной политики;

б) представление Президенту Российской Федерации ежегодного доклада Правительства Российской Федерации о ходе реализации миграционной политики;

в) обеспечение качественной профессиональной подготовки должностных лиц государственных органов, занимающихся вопросами миграции;

г) объективное информационное освещение вопросов миграции и реализации миграционной политики.

35. Корректировка настоящей Концепции осуществляется по решению Президента Российской Федерации на основании предложений, подготовленных Правительством Российской Федерации с учетом результатов мониторинга реализации настоящей Концепции и изменений социальных, экономических, внешнеполитических и иных условий, оказывающих существенное влияние на ее реализацию.


Федеральные законы

Федеральный закон от 19 февраля 2018 г. № 21-ФЗ «О ратификации Протокола о внесении изменений и дополнений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об использовании миграционной карты единого образца от 5 октября 2004 года»

19 февраля 2018 года Президентом Российской Федерации подписан Федеральный закон № 21-ФЗ «О ратификации Протокола о внесении изменений и дополнений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об использовании миграционной карты единого образца от 5 октября 2004 года».

Федеральным законом ратифицирован Протокол о внесении изменений и дополнений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об использовании миграционной карты единого образца от 5 октября 2004 года (далее – соответственно, Протокол, Соглашение), подписанный 6 апреля 2017 года в городе Гродно.

Протоколом внесены изменения в ряд статей Соглашения.

Так, подпунктами «г» и «д» пункта 2 статьи 3 Соглашения в новой редакции предусмотрено, что:

«2. Миграционная карта не заполняется при въезде на территории государств Сторон и не предъявляется при выезде с территорий государств Сторон следующими иностранными гражданами:

г) членами экипажей военных летательных аппаратов, членами экипажей воздушных судов гражданской авиации при нахождении в аэропортах, членами бригад поездов, участвующих в международном движении, при нахождении на станциях, членами экипажей автотранспортных средств, осуществляющих международные перевозки по установленным маршрутам, членами экипажей морских и речных судов, заходящих в морские и речные порты государств Сторон;

д) временно или постоянно проживающими на территории государств Сторон».

Также внесено дополнение в пункт 3 статьи 3 Соглашения:

«3. Миграционная карта не заполняется при въезде на территорию Республики Беларусь и при выезде с территории Республики Беларусь и не предъявляется иностранными гражданами, пересекающими Государственную границу Республики Беларусь для временного пребывания на территории Республики Беларусь.

При выезде с территории Республики Беларусь в Российскую Федерацию указанные иностранные граждане получают в компетентных органах Республики Беларусь миграционную карту, которая заполняется ими до въезда в Российскую Федерацию и предъявляется компетентным органам Российской Федерации во время пребывания в Российской Федерации.».

Таким образом Протоколом дополнительно предусмотрено освобождение от получения миграционной карты иностранных граждан, временно или постоянно проживающих на территориях государств – сторон Соглашения, а также членов экипажей морских и речных судов, заходящих в морские и речные порты государств Сторон. Кроме того, освобождаются от получения миграционных карт иностранные граждане, пересекающие границу Республики Беларусь для временного пребывания на ее территории.

Федеральный закон от 19 февраля 2018 г. № 28-ФЗ «О внесении изменения в статью 10 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»

19 февраля 2018 года Президентом Российской Федерации подписан Федеральный закон № 28-ФЗ «О внесении изменения в статью 10 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (далее – Федеральный закон).

Федеральным законом внесено изменение в часть седьмую статьи 10 Федерального закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», предусматривающее сокращение срока оформления и выдачи заграничных паспортов гражданам Российской Федерации в случае подачи заявлений об их выдаче по месту пребывания с четырех месяцев до трех месяцев.

Приказы МВД России

Приказ МВД России от 13 ноября 2017 г. № 849 «Об утверждении Порядка отмены территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации на региональном уровне своих решений о признании лица вынужденным переселенцем или продлении лицу срока действия статуса вынужденного переселенца и форм уведомлений о лишении и об утрате статуса вынужденного переселенца» (зарегистрирован в Минюсте России 14 февраля 2018 года, регистрационный № 50037)

14 февраля 2018 года в Министерстве юстиции Российской Федерации зарегистрирован приказ МВД России от 13 ноября 2017 г. № 849 «Об утверждении Порядка отмены территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации на региональном уровне своих решений о признании лица вынужденным переселенцем или продлении лицу срока действия статуса вынужденного переселенца и форм уведомлений о лишении и об утрате статуса вынужденного переселенца».

Утвержденный Порядок устанавливает последовательность действий территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации на региональном уровне по отмене своих решений о признании лица вынужденным переселенцем или о продлении лицу срока действия статуса вынужденного переселенца.

Решение о признании лица вынужденным переселенцем или о продлении лицу срока действия статуса вынужденного переселенца отменяется в случае, если оно умышленно сообщило ложные сведения или предъявило заведомо фальшивые документы, послужившие основанием для признания его вынужденным переселенцем или для продления ему срока действия статуса вынужденного переселенца.

Рассмотрение вопроса об отмене решения о признании лица вынужденным переселенцем или о продлении лицу срока действия статуса вынужденного переселенца осуществляется при поступлении документально подтвержденных сведений из органов внутренних дел Российской Федерации, от федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также в ходе прохождения вынужденным переселенцем переучета и в связи с осуществлением административных процедур, предусмотренных Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по предоставлению статуса вынужденного переселенца и продлению срока его действия.

На основании документально подтвержденных фактов, в том числе полученных по результатам проверочных мероприятий, уполномоченное должностное лицо подразделения по вопросам миграции территориального органа МВД России оформляет проект решения об отмене решения о признании лица вынужденным переселенцем или о продлении лицу срока действия статуса вынужденного переселенца.

Проект решения об отмене решения о признании лица вынужденным переселенцем или о продлении лицу срока действия статуса вынужденного переселенца подписывается начальником подразделения по вопросам миграции территориального органа МВД России или его заместителем и утверждается руководителем (начальником) территориального органа МВД России или его заместителем в срок не позднее пяти рабочих дней с даты регистрации в подразделении делопроизводства территориального органа МВД России документов, подтверждающих факты умышленного сообщения ложных сведений, предъявления заведомо фальшивых документов, послуживших основанием для признания его вынужденным переселенцем или для продления ему срока действия статуса вынужденного переселенца.

Приказом утверждена Форма уведомления о лишении статуса вынужденного переселенца и Форма уведомления об утрате статуса вынужденного переселенца.

Признан не подлежащим применению приказ Федеральной миграционной службы от 13 мая 2013 г. № 235 «Об организации деятельности территориальных органов ФМС России по принятию решения о лишении статуса вынужденного переселенца, по учету вынужденных переселенцев, а также в случаях утраты статуса вынужденного переселенца» (зарегистрирован в Минюсте России 16 июля 2013 года, регистрационный № 29073).

Приказ МВД России от 25 декабря 2017 г. № 959 «Об утверждении форм документов, применяемых при личном досмотре иностранных граждан и лиц без гражданства, помещенных в специальные учреждения, предназначенные для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации, депортации либо реадмиссии, досмотре вещей и предметов, изъятии вещей, изъятых из оборота или ограниченных в обороте, находящихся при указанных иностранных гражданах и лицах без гражданства, а также перечня опасных веществ и предметов, запрещенных к хранению у иностранных граждан и лиц без гражданства, содержащихся в специальном учреждении» (зарегистрирован в Минюсте России 12 февраля 2018 года, регистрационный № 50002)

12 февраля 2018 года в Министерстве юстиции Российской Федерации зарегистрирован приказ МВД России от 25 декабря 2017 г. № 959 «Об утверждении форм документов, применяемых при личном досмотре иностранных граждан и лиц без гражданства, помещенных в специальные учреждения, предназначенные для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации, депортации либо реадмиссии, досмотре вещей и предметов, изъятии вещей, изъятых из оборота или ограниченных в обороте, находящихся при указанных иностранных гражданах и лицах без гражданства, а также перечня опасных веществ и предметов, запрещенных к хранению у иностранных граждан и лиц без гражданства, содержащихся в специальном учреждении».

Приказом утверждены:

1. Форма акта о личном досмотре иностранного гражданина или лица без гражданства, помещенного в специальное учреждение, предназначенное для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации, депортации либо реадмиссии, и (или) досмотре вещей, находящихся при указанном иностранном гражданине или лице без гражданства.

2. Форма акта об изъятии вещей у иностранного гражданина или лица без гражданства, помещенного в специальное учреждение, предназначенное для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации, депортации либо реадмиссии.

3. Перечень опасных веществ и предметов, запрещенных к хранению у иностранных граждан и лиц без гражданства, содержащихся в специальном учреждении, предназначенном для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации, депортации либо реадмиссии (далее – Перечень).

В Перечень включены:

токсические, сильнодействующие и ядовитые вещества, не являющиеся прекурсорами наркотических средств и психотропных веществ, и без медицинских показаний – лекарственные препараты, предметы медицинского назначения;

взрывчатые, отравляющие, пожароопасные и радиоактивные вещества, зажигалки;

все виды алкогольной продукции;

ножи, колюще-режущие и остроконечные предметы, конструктивно схожие с холодным оружием, опасные бритвы, лезвия для безопасных бритв, вязальные спицы, иглы для подкожных инъекций;

предметы из стекла и керамики;

топоры, молотки и другой инструмент;

духи, одеколон и иные изделия на спиртовой основе;

электробытовые приборы (кроме стационарно размещенных в комнатах для проживания);

оптические приборы, фотоаппараты, фотоматериалы, кинокамеры, видео-и аудиозаписывающая техника (кроме телевизионных приемников, радиоприемников общего пользования), телевизионные приемники с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» и с встроенными медиаплеерами, электронные носители и накопители информации, средства связи и коммуникации либо комплектующие к ним, обеспечивающие их работу;

электронно-вычислительные машины, пишущие машинки, множительные аппараты и другая компьютерная и оргтехника;

военная и другая форменная одежда, принадлежности к ней;

топографические карты, компасы, литература и обучающие видеофильмы по топографии, служебному собаководству, единоборствам, подготовке бойцов специальных подразделений, горной подготовке и паркуру, устройству оружия, изготовлению взрывчатых, ядовитых, отравляющих, наркотических и сильнодействующих веществ;

литература, документы либо информация на любых носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности;

порнографические материалы, предметы и видеофильмы;

игральные карты.

Признан не подлежащими применению приказ Федеральной миграционной службы от 26 сентября 2014 г. № 532 «Об утверждении форм документов, применяемых при личном досмотре иностранных граждан и лиц без гражданства, помещенных в специальные учреждения, предназначенные для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации, депортации либо реадмиссии, досмотре вещей и предметов, находящихся при указанных иностранных гражданах и лицах без гражданства, а также перечня опасных веществ и предметов, запрещенных к хранению у иностранных граждан и лиц без гражданства, содержащихся в специальном учреждении» (зарегистрирован в Минюсте России 7 ноября 2014 г., регистрационный № 34593).

Приказ МВД России от 10 января 2018 г. № 9 «Об утверждении Порядка принятия решения о запрете работодателю или заказчику работ (услуг) в течение двух лет привлекать иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности в Российской Федерации в качестве высококвалифицированных специалистов и формы указанного решения» (зарегистрирован в Минюсте России 9 февраля 2018 года, регистрационный № 49994)

9 февраля 2018 года в Министерстве юстиции Российской Федерации зарегистрирован приказ МВД России от 10 января 2018 г. № 9 «Об утверждении Порядка принятия решения о запрете работодателю или заказчику работ (услуг) в течение двух лет привлекать иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности в Российской Федерации в качестве высококвалифицированных специалистов и формы указанного решения».

Утвержденный Порядок устанавливает процедуру подготовки и принятия в системе МВД России решения о запрете работодателю или заказчику работ (услуг) в течение двух лет привлекать иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности в Российской Федерации в качестве высококвалифицированных специалистов.

Решение о запрете привлечения принимается начальником (заместителем начальника) ГУВМ МВД России или руководителем (начальником) территориального органа МВД России на региональном уровне либо лицом, исполняющим его обязанности, в срок не позднее 15 рабочих дней со дня выявления следующих оснований:

неисполнение работодателем или заказчиком работ (услуг) принятых на себя обязательств перед высококвалифицированным специалистом, установленных статьей 132 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», или обязательств, вытекающих из условий трудового договора, заключенного с высококвалифицированным специалистом, либо несоблюдение существенных условий гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), заключенного с высококвалифицированным специалистом;

представление работодателем или заказчиком работ (услуг) в МВД России или его уполномоченный территориальный орган поддельных или подложных документов.

Проверка наличия оснований для принятия решения о запрете привлечения осуществляется уполномоченным должностным лицом структурного подразделения ГУВМ МВД России или подразделения по вопросам миграции территориального органа по решению начальника структурного подразделения ГУВМ МВД России (его заместителя) или начальника подразделения по вопросам миграции территориального органа (его заместителя), в случаях:

– непосредственного обнаружения должностным лицом достаточных данных, указывающих на наличие оснований для принятия решения о запрете привлечения, при:

предоставлении государственной услуги по выдаче разрешений на привлечение и использование иностранных работников, а также разрешений на работу иностранным гражданам;

осуществлении проверки уведомлений об исполнении работодателями и заказчиками работ (услуг) обязательств по выплате заработной платы (вознаграждения) высококвалифицированным специалистам;

осуществлении выездной (выездной совместной) проверки соблюдения правил привлечения работодателями, заказчиками работ (услуг) иностранных работников в Российскую Федерацию и использования их труда;

– поступления из государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных организаций материалов, содержащих информацию о наличии оснований для принятия решения о запрете привлечения;

– сообщений и заявлений физических и юридических лиц, а также сообщений в средствах массовой информации, содержащих информацию о наличии оснований для принятия решения о запрете привлечения.

Срок проведения проверки не может превышать один месяц с даты вынесения уполномоченным начальником решения о проведении такой проверки.

Приказом утверждена форма решения о запрете работодателю или заказчику работ (услуг) в течение двух лет привлекать иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности в Российской Федерации в качестве высококвалифицированных специалистов.

Признан не подлежащим применению приказ ФМС России от 20 марта 2015 г. № 159 «Об утверждении Порядка принятия решения о запрете работодателю или заказчику работ (услуг) в течение двух лет привлекать иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности в Российской Федерации в качестве высококвалифицированных специалистов и формы указанного решения» (зарегистрирован в Минюсте России 5 июня 2015 года, регистрационный № 37558).

(По материалам официального сайта МВД России)

  • Приказ МВД России (Министерства внутренних дел РФ) от 20 октября 2017 г. №800 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО РЕГЛАМЕНТА МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ УСЛУГИ ПО ОФОРМЛЕНИЮ И ВЫДАЧЕ ПАТЕНТОВ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ИНОСТРАННЫМИ ГРАЖДАНАМИ И ЛИЦАМИ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71713790/

Соглашения

  • Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Беларусь  от 24.01.2006 г. «Об обеспечении равных прав граждан Российской Федерации и Республики Беларусь на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территориях государств - участников Союзного государств». http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_79643/