Трудовая миграция в ДФО из 2021 года в 2022-й

Главные цели нашего Союза - создание комфортных условий для жизни всех жителей Приморского края, а также оказание посильной помощи органам власти в решении ими задач по улучшению демографического климата на Дальнем Востоке.

16 января 2022

Трудовые мигранты на Дальнем Востоке: итоги 2021 года и ожидания в 2022-ом. Решения Совета Безопасности РФ, оценка и указания Генеральной прокуратуры РФ, мнение эксперта.  

27 декабря 2021 года в Хабаровске под председательством Заместителя Генерального прокурора России Д.В. Демешина состоялось межведомственное совещание, на котором обсуждено состояние законности на приграничных территориях округа, в том числе дана оценка эффективности контрольно-надзорной деятельности в сфере миграции.

В мероприятии приняли участие руководство аппарата Полномочного Представителя Президента Российской Федерации в ДФО, федеральных министерств и служб, правоохранительных органов и региональных органов власти, территориальные и специализированные прокуроры.

Открывая совещание, Д.В. Демешин отметил, что Интернет «пестрит» объявлениями об оказании возмездных услуг по мнимому учету мигрантов по месту пребывания. В 2021 году - в период пандемии, уполномоченными органами было разрешено прибыть в округ в целях трудоустройства свыше 280 тыс. иностранных граждан. Однако только треть (!) из них получила разрешение на работу и патенты. Не исключено, что основными причинами тому являются массовая фиктивная постановка на учет иностранцев, нарушение порядка постановки иностранных граждан на учет по месту пребывания, а также различные препоны выдачи им патентов для осуществления трудовой деятельности.

Генеральная Прокуратура отметила, что ненадлежащее осуществление органами внутренних дел предоставленных полномочий в сфере миграции создает предпосылки к вовлечению мигрантов в противоправную деятельность. С их участием в 2021 году в округе было совершено свыше 1,2 тысяч криминальных посягательств.

Начальник Главного управления по вопросам миграции МВД России В.Л. Казакова доложила о принимаемых мерах по повышению эффективности работы, направленной на выявление фактов фиктивной постановки на учет иностранцев на приграничных территориях.

Заместитель Генерального прокурора России указал, что только объединение усилий всех заинтересованных органов и ведомств, целенаправленное и последовательное решение общих для всего Дальнего Востока вопросов может дать эффективные результаты.

Д.В. Демешин поставил подразделениям МВД России задачу активизировать работу по контролю за соблюдением иностранными гражданами и лицами без гражданства требований миграционного законодательства. Он потребовал от прокуроров совместно с региональными органами государственной власти и местного самоуправления провести мониторинг принятых программ в сфере миграции, полноты их реализации, эффективности расходования выделяемых средств, проверить осуществление уполномоченными органами контрольно-разрешительных полномочий на объектах со значительным числом занятых иностранцев.

Совет безопасности РФ: в сфере миграции требуется согласованная деятельность всех заинтересованных министерств и ведомств

За месяц до вышеуказанного мероприятия Генпрокуратуры России,  Заместитель Председателя Совета безопасности РФ, Председатель партии «Единая Россия» Д.А. Медведев на совещании, посвященном проблемам реализации государственной миграционной политики РФ и задачам по повышению ее эффективности, заявил, что российские власти не должны допустить возникновения на территории страны этнических анклавов.

"Нужны дополнительные меры, которые позволят иностранцам лучше адаптироваться в нашей стране. Нельзя допускать их изоляции, как это, к сожалению, происходит во многих странах мира, и маргинализации, возникновения на территории нашей страны этнических анклавов", - подчеркнул Д.А. Медведев.

Заместитель председателя Совета безопасности констатировал, что "примеров такого рода анклавов в мире предостаточно... И все они являются рассадниками преступности", - подчеркнул он.

По его словам, чтобы работать по всему комплексу вопросов, касающихся миграционной политики в самых разных сферах, "требуется согласованная деятельность всех заинтересованных министерств и ведомств".

Эффективность законодательного регулирования

Д.А. Медведев отметил повышение в последние годы эффективности законодательного регулирования в сфере государственной миграционной политики: "За последние годы ситуация в этой сфере (в сфере миграционной политики - прим. ТАСС) стала более упорядоченной и прозрачной, эффективность законодательного регулирования повысилась, был оптимизирован целый ряд процедур, который дает иностранным гражданам право на пребывание в нашей стране, на ведение трудовой деятельности, на получение образования", - сказал он.

"Нужно подготовить дополнительные меры, направленные на обеспечение общественной безопасности в стране по этому направлению, конечно, [по] укреплению ее экономики и социальной сферы. Имею в виду такую качественную миграционную политику", - продолжил зампред СБ РФ. Он добавил, что Россия открыта для тех, кто уважает ее законы, культуру, язык, "кто готов честно и добросовестно работать".

Д.А. Медведев также выступил за усиление госконтроля в сфере миграции. "Надо подумать над повышением государственного контроля в сфере миграции. Мы меры в этом направлении предпринимаем регулярно, но все равно жизнь не стоит на месте, и вопросы цифрового управления миграционными процессами тоже стоят в повестке дня", - сказал он. Зампред Совбеза РФ считает, что "нужны также дополнительные меры, которые позволят иностранцам лучше адаптироваться в РФ".

Преступность в среде мигрантов

Заместитель председателя Совета безопасности также заявил о серьезной обеспокоенности в связи с ростом числа правонарушений среди мигрантов в РФ: "Серьезную обеспокоенность вызывает обострение преступности в среде мигрантов: за девять месяцев этого года более чем на 4% выросло количество преступлений, которые совершены иностранными гражданами, фиксируется и рост административных правонарушений более чем на треть", - сказал он.

Д.А. Медведев уверен, что "во многом это связано с застарелой проблемой незаконной миграции" - "Немало иностранных граждан в нашей стране по-прежнему находятся с нарушением срока пребывания, они выпадают из зоны контроля государственных структур, часто их втягивают свои же соотечественники в криминальный бизнес, они становятся объектами вербовки по стороны экстремистов и террористических организаций, участвуют в публичных массовых конфликтах", - особо отметил Зампред Совбеза. По его оценке, "особую опасность представляют так называемые организованные этнические группировки".

Легальное привлечение трудовых мигрантов

Д.А. Медведев считает нужным проработать меры по легальному привлечению трудовых мигрантов. "Из-за коронавируса возник дефицит трудовой силы в отдельных отраслях экономики, это касается и сельского хозяйства, и строительного сектора, и жилищно-коммунального сектора", - сказал он.

"Я в феврале текущего года на совещании также говорил о необходимости проработать дополнительные меры, которые позволяют легально привлекать иностранных граждан к деятельности в этой сфере. Что особенно важно, хотел бы еще раз это подчеркнуть, без ущемления прав и преимуществ, которыми обладают российские работники", - продолжил зампред Совбеза.

Д.А. Медведев также призвал развивать организованные формы трудовой миграции, в том числе в рамках соглашений России с зарубежными партнерами. В этой связи он напомнил, что уже есть специальные проекты с Узбекистаном для привлечения граждан для работы в строительной отрасли.

"Особое внимание следует уделять взаимодействию с высококвалифицированными специалистами, упрощать порядок их доступа на российский рынок труда. Собственно, такой курс был взят некоторое время назад, и именно по таким специалистам были сформированы преференции и дополнительные возможности для того, чтобы они могли трудиться в нашей стране", - добавил Зампред Совбеза.

Новые миграционные волны

Д.А. Медведев считает, что России нужен мониторинг угроз в регионах мира, откуда могут исходить волны миграции. "Наша задача - вести постоянный мониторинг обстановки в Ближневосточном и других регионах мира, откуда могут исходить новые миграционные волны", - указал он. По его словам, "это касается и ситуации вокруг России, ее партнеров по Евразийскому экономическому союзу, по ОДКБ и по СНГ".

Зампред Совбеза сообщил, что еще планирует провести серию совещаний по миграционной проблематике, как это поручил Президент В.В. Путин. Участникам совещания было предложено обсудить опыт, который имеет Правительственная Комиссия по миграционной политике и рабочая Группа по реализации Концепции государственной миграционной политики.

Мнение эксперта

События наступившего 2022 года в Казахстане вновь показали, что миграционная политика – серьезный обоюдоострый инструмент в современном Мире. При правильном и внимательном обращении с ним, он может вывести экономику государства в передовые, а при небрежном, «факультативном» отношении - может ввергнуть целые страны в беспорядки, обнищание и иммиграцию коренного населения и даже к смене правительств!

Вперед к ФМС

Экспертное сообщество уже много лет хочет верить в то, что реализация государственной миграционной политики не только сделает внешнюю миграцию безопасной и безвредной для россиян, позволит всем желающим соотечественникам вернуться на свою историческую Родину, но и привлечет в экономику необходимые качественные трудовые ресурсы. Пока же успехи России на этом направлении весьма скромны. Поэтому и много критики в адрес МВД.

Но раз уж вслед за Президентом РФ уже и Совбез и Генпрокуратура в один голос стали говорить о том, что для повышения эффективности реализации государственной миграционной политики необходима координация усилий всех министерств и ведомств, то есть надежда на появление в нашей стране такого компетентного во всех отношениях - специализированного органа власти.

А что же Приморье?

А пока во многих регионах России уже не один год действуют координирующие межведомственные Комиссии по реализации государственной миграционной политики, во главе которых стоят губернаторы. В Санкт-Петербурге активно работает Комитет по межнациональным отношениям и миграционной политике. В Сахалинской области в логичной структуре Агентства по труду и занятости населения вполне эффективно действует Управление внутренней и внешней трудовой миграции.

Сегодня в Приморском крае, не смотря на самую высокую среди субъектов ДФО миграционную активность, пока не сформированы вышеуказанные структуры. А значит, есть большая вероятность того, что, при наличии политической воли руководства края и необходимых ресурсов, такой орган региональной власти может появиться и заметно улучшить, как экономические показатели, так и социальные. От этого может зависеть выполнение Приморьем важных и больших государственных задач в 2022 году.

Именно по такому архиважному вопросу и провел в начале декабря 2021 года специальное совещание губернатор Приморского края О.Н. Кожемяко. Он особо акцентировал внимание всех заинтересованных органов на необходимость не только обеспечить экономику региона (прежде всего строительную отрасль) организованной иностранной рабочей силой, но и защитить при этом интересы местного населения. Обеспечение безопасности россиян в условиях массового пребывания иностранцев должно являться приоритетом для органов правопорядка.

А пока, как-то так…  

Пока же, к большому сожалению, незаметно, что в Приморском крае органы МВД активизировали работу по борьбе с незаконной миграцией. Продолжается «бойкая» торговля разрешительными документами в пешеходно-торговом комплексе «Луговая». Там же мигранты безнаказанно избивают наших и своих соотечественников при полном бездействии со стороны полиции (то есть – российской власти). По факту, в центре Дальневосточной столицы мы уже несколько лет имеем самый настоящий этнический анклав со своими диаспоральными порядками.

Требуется прокурорский контроль!

Учитывая тяжелые социальные последствия, которые могут наступить в результате несвоевременной реакции уполномоченных органов власти на острые вопросы миграции, Прокуратуре Приморского края, в рамках поручений Заместителя Генерального Прокурора Д. Демешина, представляется целесообразным передавать по подследственности в подразделения УМВД материалы о правонарушениях со стороны мигрантов с "прокурорским контролем".

Иначе, при огромном кадровом голоде в приморской участковой службе, полицейские проверки по таким случаям, если и проводятся, то, как правило, для отписки и с нарушением регламента. В результате мигранты чувствуют свою безнаказанность и некоторые из них еще больше допускают правонарушений. Это естественно вызывает обратную агрессию коренного населения и ведет к росту уровня ксенофобии с обоих сторон.

Миграционная ситуация требует сокращения сроков

Также оправданной и своевременной законодательной новеллой могло бы стать сокращение с 30 до 10-15 суток срока рассмотрения обращений граждан в органы власти, в которых одной из сторон являются иностранные граждане. Очевидно, что, при нынешнем уровне ксенофобии в стране, ситуации могут быстро выходить из-под контроля, если проверки по ним будут растягиваться на месяц. А помочь решить вопрос сокращения срока таких проверок должен стремительный процесс цифровизации страны.       

Без фиктивной регистрации не обойтись?

Эксперты отмечают, что одной из главных причин, по которым мигранты из ближнего зарубежья, пребывающие в Приморский край, обращаются к серым посредникам на «Луговую» - возможность встать на миграционный учет - фиктивно. Не смотря на высокую стоимость этой услуги, многие иностранцы «вынуждены» платить за нее и нарушать российский закон. Ведь местные жители, в основном, стараются сдавать в аренду жилье неофициально, чтобы скрыть от налоговых органов свой дополнительный доход.

Почему об этой проблеме говорят руководители Совбеза и Генпрокуратуры понимаешь, когда знаешь, что даже отдельные крупные застройщики способствуют (обращаются к услугам серых посредников), чтобы поставить своих иностранных работников на фиктивный миграционный учет. И более-менее становится ясно, почему из 280 тыс. трудовых мигрантов, прибывших в ДФО по «целевым» заявкам в прошлом году, лишь трети были оформлены разрешения и патенты. Наше законодательство не позволяет работодателю предоставить иностранцу жилое помещение до тех пор, пока он не оформлен работником. А по регламенту МВД сбор необходимых документов и проверка их для выдачи иностранцу (либо отказа в выдаче) трудового патента занимает около месяца.  

Комфорт для мигрантов – безопасность россиянам

Решить проблему могло бы предоставление мигрантам недорогого временного жилья с возможностью постановки их на миграционный учет. Как это сделала уже много лет назад мэрия гор. Москва в деревне Сахарово - в 64 км от центра Столицы.   Многофункциональный миграционный центр Приморского края ранее уже функционировал во Владивостоке на базе бывшего Фарфорового завода. Созданный по принципу государственно-частного партнерства, он прекратил свое существование после передачи в МВД функций и полномочий в сфере миграции от ликвидированной ФМС.

В 2021 году в Столице Дальнего Востока спустя 5(!) лет на ул. Стрелковой был вновь торжественно открыт Миграционный центр (благодаря лично губернатору О.Н. Кожемяко). Но пока, в менее функциональном виде - без возможности временного массового поселения мигрантов, как было предусмотрено на Командорской. Обнадеживает то, что руководство ФГУП «Паспортно-визовый сервис» МВД России намерено открыть филиалы Миграционного центра, помимо Владивостока, дополнительно в городах Уссурийск и Находка.

Но, учитывая значительные масштабы строительных проектов в Приморье и непростую задачу направить на них десятки тысяч легальных трудовых мигрантов, а также необходимость заселять демографически катастрофически убыточный регион соотечественниками, представляется целесообразным и архиважным организовать в пригороде Владивостока полноценный Многофункциональный Миграционный Центр. Такое учреждение с обособленной территорией – возможно, на месте одного из переданных в муниципалитет военных городков МО РФ, могло бы также помочь нам бороться с завозом в регион новых коронавирусных инфекций из-за рубежа – отбор анализов у иностранцев и нахождение их на карантине во время ожидания оформления документов для работы…              

ИТОГ

Есть механизмы. Есть инструменты. Есть кадровый резерв, у которого есть понимание и опыт. Есть воля руководства региона. Есть надежда на лучшее...

 

Информация и фото с сайтов: www.epp.genproc.gov.ru, www.tass.ru

 

 

Вернуться к списку